Защита прав потребителя.
В данной статье разберем почему так важно знать и использовать свои права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления.
В п. 2 ст. 17 Конституции закреплен, факт того, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 2 Конституции Российской федерации регламентирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и Гражданина – обязанность государства.
Конституция Российской Федерации провозгласила права и свободы человека в качестве высших государственных ценностей.
Итак, не будем забывать о своих правах совершая бронь в ресторане, перечисляя денежные средства в качестве депозита, бронируя номера в отелях, покупая билеты на концерты, в театры и культурно-массовые мероприятия.
Должен ли вернуть ресторан денежные средства перечисленные в качестве депозита в случае, если Вы не успеваете посетить заведение в назначенное время? ответ: да, должен.
Многие из Вас дорогие друзья, довольно часто обращаются с вопросом о том, что, не найдя возможности прийти в ресторан к ранее забронированному времени, ресторан не возвращает депозит. Данные действия администрации ресторана противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Так, согласно статье 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" "потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору".
Комментируя ст. 32 закона, нужно сказать о том, что статья посвящена такому важному праву потребителя, как право на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг). Аналогичные положения содержатся в п.2.ст 731 и в п.1.ст. 782 ГК РФ.
Потребитель имеет право на односторонний отказ от исполнения договора без обращения в суд. Такой отказ является по своей правовой природе односторонней сделкой, на которую распространяются общие правила о форме совершения сделок. В связи с этим следует применить расширительное толкование ст.452 ГК РФ, устанавливающей, что соглашение о расторжении договора совершается в той же форме, что и сам договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Таким образом, если договор заключался в письменной форме, то и извещение о расторжении договора должно направляться потребителем заказчику письменно (в виде письма, телеграммы, факса и т.д.). При заключении договора в устной форме возможно извещение исполнителя о расторжении договора в устной форме. Однако, исходя из практических соображений, и в этом случае целесообразно направление письменного извещения.
Для осуществления права на односторонний отказ от исполнения договора заказчику достаточно направить другой стороне соответствующий письменный отказ (уведомление). При этом могут быть использованы правила п.4 ст. 523 ГК РФ, согласно которому договор считается расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора. Право отказа является императивным, соответственно, любые условия, ограничивающие данное право заказчика, являются ничтожными.
В случае с бронью столика в ресторане и просьбы возврата ранее уплаченного депозита, Вам достаточно направить письмо на электронную почту или сообщение в телефоне, с просьбой отменить бронь и вернуть депозит в денежном эквиваленте ранее перечисленной суммы.
В случае не согласия со стороны исполнителя (кафе, ресторана) выполнив условия об уведомлении исполнителя, вы справе обратиться с исковым заявлением в суд о возврате депозита и процентов за пользование чужими денежными средствами, а так же жалобой на действия администрации ресторана в Роспотребнадзор.
В ситуациях же с покупкой туристических путевок или образовательных курсов, ситуация немного иная, так как при отказе возможно придется оплатить компенсацию в виде понесенных расходов исполнителем. Но в таком случае, Исполнитель должен доказать какие именно расходы им были понесены.
Иногда на практике встречаются злоупотребления со стороны исполнителя, который придумывает дополнительные препятствия для одностороннего расторжения договора, которые он включает в отдельный пункт договора (например, выплата неустойки либо иная денежная компенсация, - такие условия противоречат комментируемому закону). При определении размера фактически понесенных расходов размер этих расходов должен быть доказан самим исполнителем.
Например, при отказе от заказанной туристической поездки туристическая фирма имеет право на возмещение своих расходов, связанных с бронированием гостиницы, заказом транспорта и т.д.
Обратите внимание: указанные расходы должны быть подтверждены исполнителем документально. При этом исполнитель работы или услуги не имеет права требовать выплаты неустойки или иных штрафных санкций за такой отказ, даже если соответствующее положение есть в договоре.
При оказании услуг, например, образовательных, фактически понесенными расходами являются не только те расходы, которые уже реально были понесены, но и будущие зарплаты преподавателей, которых наняли на работу на весь учебный год.
Примером возмещения исполнителю произведенных расходов может быть также ремонт жилого дома или автомобиля, когда в договоре конкретно определены соответствующие операции и их стоимость. Операции, выполненные до получения извещения, должны быть оплачены потребителем.
Важным аспектом, который необходимо выделить в данной статье, является обязанность. Как по мне, основной обязанностью является обязанность оставаться порядочным человеком. Не злоупотребляйте своими правами.
Некоторые потребители используют свои права не для защиты, а для получения выгоды за счёт предпринимателей. Неформально это называют потребительским экстремизмом. В Гражданском кодексе РФ для таких случаев есть понятие злоупотребление правом — ст. 10 ГК РФ.
Всегда, заранее планируйте поход в ресторан, театр, на мероприятие, поездку в долгожданный тур. Помните, что люди, работающие в сфере услуг, делающие Вам маникюр, подбирающие одежду и т.д., это такие же субъекты правоотношений, обладатели таких же прав и обязанностей как и Вы.
В случае если Ваши права были нарушены, обращайтесь за консультацией, Ваш адвокат, Руслан Бивол.